Ярославль

Президентская библиотека представляет коллекцию к 125-летию Сергея Есенина

05.10.2020

«Передо мной стоял паренек в светло-синей поддевке, — описывает первую встречу с Сергеем Есениным поэт Анатолий Мариенгоф в книге „Воспоминания о Есенине“, ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки. — Под поддевкой белая шелковая рубашка. Волосы волнистые, совсем желтые с золотым отблеском. Большой завиток как будто небрежно (но очень нарочно) падал на лоб».

3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина (1895–1925). В новую электронную коллекцию, подготовленную библиотекой, вошли произведения поэта, воспоминания о нём друзей, фотографии, вырезки из газет, видеолекции, научные работы о его творчестве, комплекты открыток, на которых запечатлены его малая родина и созданные в честь поэта памятники. Среди материалов представлены также письма последней жены поэта Софьи Есениной-Толстой, адресованные известному юристу и общественному деятелю Анатолию Кони, в которых она рассказывает о свадьбе и семейной жизни с Сергеем Есениным, о путешествии молодожёнов на Кавказ.

Молодой паренек из рязанской деревни, приехав завоевывать литературную Москву, сначала работал в лавке мясника, а потом — в типографии. Уже через 2 года после приезда в столицу Есенин впервые опубликовал свои стихи.

Мариенгоф в своей книге описывает, как провинциал, нарочито «теряющийся» в роскошных гостиных, учил приятеля жить: «Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком, волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга!»

Московская соседка Есенина журналистка Софья Виноградская, работавшая в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК», отмечает в мемуарах «Как жил Есенин» самое характерное в поэте: «Дни сплошного шума, гама и песен сменялись у него днями работы над стихом. А потом шли дни тоски, когда все краски блекли в его глазах, и сами глаза его синие блёкли, серели».

Не всеми понималось, насколько труднее с годами нести ношу таланта, это «поручение» свыше. Неизбежные усталость, нервное истощение стали постоянными спутниками ещё молодого, но уже всемирно известного поэта. Это отмечали и читатели, и друзья, и все окружающие его люди. Да и сам Есенин понимал это острее других, когда писал прощальное стихотворение Анатолию Мариенгофу: «Мне страшно, — ведь душа проходит, / Как молодость и как любовь». Мариенгоф ответит. Уже после гибели Есенина он напишет стихотворение, которое открывают пронзительные строки: «Сергун чудесный! Клён мой златолистный!».

Таким вот «кленом златолистным» и остался Сергей Есенин в русской словесности, воплотив в поэзии образ глубинной, заповедной России…

Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина, ФГБУ